Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2019



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









Аспазия

Поэт с судьбою путника и скитальца
К 150-летию со дня рождения Яна Райниса





«Спасти от горя Райниса сумела»
Плотникова Л. И.

Яном Райнисом прожита яркая и полная драматизма жизнь,
в которой была большая любовь к необыкновенной женщине
- поэтессе Аспазии (Эльзе Розенберг).







О ней слободская поэтесса Плотникова Людмила Ивановна написала:
«Пронзила всё грядущие года.
От бед страдая долгими ночами,
Стремилась к счастью женскому всегда.
И за него в сердечных ранах билась:
Судьба её не думала жалеть.
Но Эльза Розенберг добром святилась —
Господь помог ей боль преодолеть.
Спасти от горя Райниса сумела,
И став его подругой и женой,
На сумерки вечерние смотрела,
Любуясь Вяткой, далью голубой»
http://nekropole.info/ru/Rajnis

Верстах в ста пятидесяти от Таденавы (дом, где Райнис провел первые три года жизни.), хотя впрочем, версты эти ни тогда, ни позже никто не считал, жила на хуторе Даукшас девочка, родившаяся в том же 1865 году несколькими месяцами раньше Яниса Плиекшана. Ровесников, девочку и мальчика, разделяли не только версты, но и годы: двадцать восемь лет, которые им предстояло прожить независимо друг от друга. Потом они встретятся, станут мужем и женой.

Первое впечатление, оставшееся в памяти девочки, она тоже опишет годы спустя. Опишет так подробно, что невольно закрадывается подозрение: что-то здесь домыслено. Не нарочно. Это как сон: вспоминаешь его и невольно добавляешь связки, детальки, подпорки, в которых сон не нуждался, ведь там без надобности наши вечные «оттого», «потому что»,- сон прекрасно обходится без причин и следствий, и логика у него своя.

Девочку звали Иоганна Эмилия Лизете. Так записали при крещении, - у лютеран принято давать ребенку два-три имени, - но дома ее называли проще: Эльзой. Закончив учебу в Митавской гимназии (1877-1884), Аспазия усердно занималась самообразованием, с увлечением читала в оригинале Гете, Шиллера, Лермонтова, Пушкина, книги по истории и философии.

В результате увлечения античностью, Эльза выбирает псевдонимом имя Аспазии – древнегреческой феминистки, возлюбленной властителя Перикла. Овладев немецким, французским и русскими языками, Аспазия запоем читает мировую классику, особенно близки ей романтические произведения Шиллера, Байрона, Лермонтова. Уже школьные годы начала писать стихи на немецком языке.

Неудачный первый брак и разорение родителей вынудили ее добывать средства для жизни репетиторским трудом и конторской работой в бюро Рижского латышского театра. На сцене этого театра с большим успехом прошла ее пьеса "Вайделоте" (1894), которую позже в 1903 г. Райнис охарактеризовал так: "Вайделоте" - драма тоски, тоски по человеку будущего, тоски по новому выпрямлению народа, вместе с которым рождался современный человек". Первые пьесы ее написаны еще под влиянием господствующего национально-романтического направления.

1905 год





В 90-х гг., выступая поборницей женского равноправия, Аспазия примыкает к так называемому «новому течению» и отражает в своих стихотворениях и пьесах настроения его мелкобуржуазно-революционного крыла.

Основной мотив творчества Аспазии - протест личности против сковывающих общественных норм и условностей, в сущности, мотив мелкобуржуазно-индивидуалистический.



Революция 1905 все же заставляет поэтессу значительно приблизиться к рабочему движению. Романтический пафос индивидуализма звучит, тогда как бы в унисон с пафосом надвигающихся революционных бурь.

Революционный пыл охлаждается примирительной интимной лирикой, острые контрасты первых драм и стихотворений сглаживаются, протест против окружающей действительности сменяется разукрашивающей эту действительность фантастикой. Яркая, многокрасочная, играющая всеми цветами радуги лирика Аспазии, все же занимает исключительное место в дооктябрьской латышской литературе.

1894 год




Они встретились и полюбили друг друга в 1894 году, когда Аспазия уже знаменита своими романтическими и страстными стихами, а Райнис известен мало, но результатом этой дружбы-любви стал мощный творческий рост молодого поэта.

Янис Плиекшан пишет Аспазии: "Светлая моя Дочь Солнца! К тебе иду я с душой, полной мрака. И грех идти, но иначе не могу. Я весь переполнен чудесными мечтами о настоящем и грядущем. Поистине ты похожа на дивный сон».

Он долго не решался показать свои стихи Аспазии.








Ко времени знакомства с Райнисом Аспазия в ту пору уже успела прославиться не только своей яркой драмой «Вайделоте», исполненной романтического порыва и жажды гармонии, но и другими произведениями, посвященными вопросам женской эмансипации. Её пьесы показывали на сцене Рижского латышского театра. Произведения приносили Аспазии успех и признание. Спустя примерно год после знакомства, Райнис показал свои стихи Аспазии, которая распознала у него подлинный и уже зрелый поэтический талант и убедила вернуться к литературному творчеству. "Перечитываю последние твои стихи и восхищаюсь ими, все написанное тобой - оригинально, чрезвычайно самобытно. Это вовсе не слепота любви, тебе знакома резкая моя критика. Я убеждена в твоем таланте. Я сдержу свое слово и помогу тебе расти, как ты помогал мне", - пишет Аспазия Янису Плиекшану.

Таким образом, вдохновленный Янис Плиекшан становится поэтом Райнисом. Впервые его стихи под таким псевдонимом появились в печати 1 ноября 1895 г.

В истории литературы не столь уж много примеров такого союза двух больших творческих личностей.

1897 год:
в свадебном наряде




Но их венчание, на которое невеста приходит в черном платье, происходит в драматических условиях.

Райнис арестован за антиправительственную деятельность, и его, тяжелобольного, под залог выпускают из тюрьмы с условием, что до суда он будет жить в Пскове. Сразу после венчания в трехдневный срок молодым предстоит отправиться к месту временной ссылки Райниса - в Псков.



В 1894 году между ними начинается и «роман в письмах» с продолжением на три с лишним десятилетия, – самый интенсивный обмен письмами развивается, когда супруг находится на временном поселении в Пскове и в ссылке в Слободском Вятской губернии и Аспазия лишь иногда имеет возможность навещать его.



Аспазия писала Райнису в тюрьму (1897 г.): "Любимый мой, дорогой! Я тысячу раз отдала бы свою свободу, лишь бы меня заключили вместе с тобой. Глоток воды и корка сухая - вот все, что мне надо".

Райнис и Аспазия в Слободском

Во время ссылки Райниса Аспазия одну половину года проводила в Слободском, вторую — зарабатывала на жизнь, сотрудничая в редакции «Диепас лапа». Ежедневно ссыльный поэт посылал письма в Ригу, в которых рассказывал обо всем, что у него происходило, о том, какие сделал переводы (они были основным источником существования); делился новыми замыслами. В своих письмах к мужу Аспазия постоянно выражала нетерпеливое желание увидеть новые стихи Райниса. Она не упускала ни малейшей возможности снова и снова напоминать поэту, как нужны его стихи читателям в Латвии.

Дом Райниса и Аспазии. Рига, 1927 г.


Вклад Аспазии в латышскую культуру оценен Орденом Трех Звезд (1927), Крестом Признания II степени (1931) и высшим государственным награждением – Наградой Отечества (1939).

Аспазия – лауреат Ордена Трех Звезд, награждена в 1927 году.

Орден Трёх Звёзд (латыш. Triju Zvaigznu ordenis) — высшая государственная награда Латвийской Республики. Учреждён 25 марта 1924 года в память о создании Латвийского государства 18 ноября 1918 года. Девиз ордена : «Per aspera ad astra» - «Через тернии к звёздам».

Её перу принадлежит текст известной песни «За печкою поёт сверчок», прозвучавшей в телефильме «Долгая дорога в дюнах».
Колыбельная (из к/ф «Долгая дорога в дюнах»)
Слушать: http://bit.ly/1WwXbDK

Скончалась Аспазия 5 ноября 1943 года в посёлке Дубулты в Юрмале, где жила с 1933 года, пережив Райниса на 14 лет. Похоронена в Риге на кладбище Райниса.

«Любовь – это дорога к солнцу, вымощенная острыми жемчужными раковинами, по которым ты должен идти босиком».
Чюрлёнис

Две выдающиеся творческие личности за 35 лет совместной жизни обменялись 2499 письмами, которые являются образцом эпистолярного жанра. В них тревоги и надежды, своеобразный взгляд на события, происходившие как на родине, так и в мире. Здесь и дыхание истории, и наслаждение от мастерского литературного исполнения. В 2009 году письма были включены в Национальный регистр программы UNESCO «Мировая память».

 
наверх