«Все эти годы я жду свершений»
Основные направления в творчестве Райниса

Поэт с судьбою путника и скитальца
К 150-летию со дня рождения Яна Райниса


«Я с юности искал правду жизни в себе, – признается поэт в своих дневниковых записях 1908 – 1910 годов. –
И исходя из этого, надо меня и понимать»



О себе

Хотите знать, каков я? Что со мною?
Я сердце обнажаю перед всеми –
Ваш слух стихами мучаю давно я,
Вам так знаком, как будто бы в родстве мы.
Черты? Портрет предложат по дешевке...
Фигура, облик? Стройный, бледнощекий,
Седой, голубоглазый, гибкий, ловкий,
С фигурой тонкой, сильной и высокой, -
- Кто ж ты? – Пристал! Услышишь, будет время!

(01.11.1924 г.)





Величайший латышский поэт, Райнис по силе своего дарования может рассматриваться наряду с поэтами мировой литературы, значение которых далеко выходит за рамки национальной литературы. Основные жанры его поэзии — лирическое стихотворение, поэма, гимн, романс, элегия, эпиграмма, сентенция, афоризм и т. д. Все виды и формы стиха у Райниса отличаются тщательной проработанностью, удивительной ясностью и тонкой чеканностью языка. Главная особенность его поэзии — глубокая лиричность.

"Райнис и его образы".
Эскиз мозаики Гирта Вилкса 1967 г.


В годы революционного подъема писателя становятся также характерными для его творчества революционный пафос и глубокая ирония, доходящие до сарказма. Райнис — поэт мысли. Целый ряд его стихов поднимается до больших философских обобщений («Ave sol», отдельные места из «Огня и ночи» и др.). Его афоризмы приобрели широкое распространение как в литературе, так и в обиходной речи.

Из райнисовских афоризмов:

«Время - это самое дешевое и вместе с тем самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря ему - времени - мы получаем все».

«Улыбнись над своими горестями - горечь исчезнет. Улыбнись над своим противником - исчезнет его озлобление. Улыбнись и над своим озлоблением - не станет и его».

«У мудрости есть границы, глупость же безгранична».

Непревзойденная концентрация мысли у Райниса сочетается с высокой эмоциональной насыщенностью его стиха. Райниса невозможно целиком отнести ни к реалистам, ни к символистам, ни к импрессионистам. Все эти элементы теснейшим образом переплетаются в его творчестве.

В юном возрасте, в первых литературных опытах у Райниса можно найти глубокое влияние национализма. Уже в первых своих стихотворениях, написанных в 14—17-летнем возрасте, Райнис обнаружил значительное мастерство и оригинальность («Королевна»). Наибольшее влияние на творчество Райниса этого периода оказали такие поэты и национальные деятели, как Пумпурс и Аусеклис. Уже эти ранние произведения отразили глубокий индивидуализм и лиричность, характерные для всего дальнейшего творчества Райниса.

Учась в Рижской гимназии (1880-1883), а позже на юридическом факультете Петербургского университета (1883—1888), Райнис познакомился с произведениями выдающихся западноевропейских писателей, которые издавались в русских и немецких переводах. Уже тогда у него родилась идея создания на латышском языке поэтической антологии, в которую бы вошли лучшие образцы классической поэзии народов мира. В гимназические годы был начата работа над переводом «Фауста» Гете и «Маленьких трагедий» Пушкина, а после окончания гимназии Райнис перевёл драму «Борис Годунов». Вместе с другом юности Петером Стучкой Райнис составил и в 1888 году издал книгу «Маленькие оводы», в которой были собраны стихи Гете, Пушкина, Бёрнса, Сафо, Кольцова, а также сатирические фельетоны и юмористические рассказы.

Таким образом, уже в гимназические годы началась творческая деятельность Райниса. Обращаясь к своим первым сочинениям, поэт говорит о них, лишь как об интимном дневнике, который помогал ему понять себя и окружающую жизнь. Однако несколько стихотворений, написанных в годы учения, в художественном отношении оказались настолько совершенны, что позднее Райнис включил их в свой поэтический сборник «Далекие отзвуки синим вечером». К ним относятся первые шесть стихотворных строф «Королевны», «Крестьянин», «Зерна под жерновами». В годы учения в гимназии была начата пьеса «Ванем Иманта». Уже тогда Райниса волновала тема героизма и предательства, которую он и задумал воплотить в этой пьесе, взяв за основу историческую борьбу прибалтийских народов с немецкими завоевателями в тринадцатом столетии.

Став ответственным редактором газеты «Диенас лапа» Райнис уделял много внимания художественной литературе, языкознанию, фольклору, вопросам этнографии, но собственное творчество было заброшено. Еще в гимназические годы поэта одолевали чуть ли не болезненные сомнения насчет своего литературного дарования.

В 1891 году Райнис составил первый сборник лирических стихотворений, но издатель нашел его никуда не годным. Такая же судьба постигла перевод пушкинского «Бориса Годунова», между тем гораздо позже, в 1898 году, его издали почти без поправок. Чувствительному, легко ранимому поэту было бесконечно тяжело говорить об этих стихах, в которых он так искренне излил свои чувства, поэтому и самые стихи и неудача, их постигшая, остались скрытыми даже от близких.

Черновики и дневниковые записи середины 90-х годов свидетельствуют о том, что Райнис в этот период серьезно обдумывал давно возникшую у него мысль написать социальный роман, в котором были бы отображены перемены в общественной и экономической жизни Латвии в период, предшествовавший «Новому течению». По замыслу центральное место в романе отводилось Человеку Будущего — некоему нравственному идеалу, к которому стремились искатели новой морали.

С 1895 года в периодической печати все чаще начинают появляться оригинальные стихи и поэтические переводы, подписанные именем Райнис. Свое литературное имя Янис Плиекшан увидел в Латгалии на придорожном столбике, которым определялся отрезок дороги, подлежащий починке. Звучное, давно позабытое диалектное словечко поэт принес в латышскую литературу как псевдоним и позже, рассказывая о своей жизни, объяснял его происхождение: «Мое имя позаимствовано у дороги, что находится в самом отдаленном уголке Латгалии, тому, кто это имя носит, суждено ходить по таким дорогам». И в самом деле, Райнису была уготована судьба путника и скитальца.

Тюрьма и ссылка окончательно довершили формирование поэтического таланта Райниса, укрепили его веру в свое истинное призвание. Еще в 1897 году, в тюрьме, Райнис закончил перевод трагедии Гете «Фауст», весьма нужную и полезную работу, целью которой было не только познакомить латышского читателя с гениальным немецким поэтом, но и содействовать дальнейшему развитию латышского литературного языка и поэзии.

В этом году спонтанно, одно за другим, родилось свыше сотни стихотворений, которые Райнис посылал в письмах Аспазии. По своему значению они выходили далеко за пределы интимной переписки. Среди них были такие шедевры Райнисовской лирики, как «Синеватые искры», «Любящие отечество».

В Слободском, куда, кроме Райниса, было выслано около тридцати политических ссыльных из Риги, Петербурга, Москвы, Киева, в 90-е годы, не ослабевая, жил дух борьбы, и в своем творчестве Райнис стремился убедительно доказать неизбежность этой борьбы, подтвердить закономерности диалектического развития жизни.

Воображение поэта рисовало два образа, для воплощения которых он пока еще не нашел нужной художественной формы. Это образы — Солнца (Огня) и Ночи. Два природных элемента, две философских категории, две стороны человеческой сущности. Одна — созидательница радости, символ самоотверженности, материнской ласки, героизма; вторая — символ застоя, эгоизма, фатальной власти тьмы, в которой сконцентрировалась ненависть ко всему живому.

В Слободском родилось несколько эскизных набросков поэмы «Ave sol!» («Здравствуй, солнце!»), но из произведений крупного жанра в это время было создано только одно — комедия «Полуидеалист» (1901). В ней Райнис выступил как борец с псевдонародностью и буржуазным национализмом.

В швейцарский период жизни (1906-1920) были написаны сборники стихов «Тихая книга» (1909), «Те, которые не забывают» (1911), пьесы «Золотой конь» (издана в 1910 году), «Индулис и Ария» (1911), «Играл я, плясал» (опубликован 1919).

Когда в Латвии воцарилась реакция, Райнис оставался провозвестником борьбы, напоминавшим, что поражение временно. В поэме «Ave, sol!» (1910) Райнис поёт славу солнцу как символу свободы. Пролетариату посвящен философский сборник «Конец и начало» (1912).

Райнис не перестает обращаться к драматургии. У него рождается немало замыслов — в частности, опять-таки связанных с революцией 1905 года, а также с античной историей и историей Латвии. Как драматург Райнис стал популярным после постановки «Золотого коня» (Zelta zirgs, 1910) — сказочно-символической пьесы об освобождении заколдованной принцессы пастухом Антином, который «умел жертвовать всем». Но зенита театральной славы Райнис достиг постановкой трагедии «Огонь и ночь» (Uguns un nakts, 1905, поставленной в 1911) — символической пьесы из эпохи покорения латышей немцами (XIII в.). Мыслью о необходимости самопожертвования в борьбе за народ, за идею проникнуто большинство драматических произведений. Важное место в драматургии Латвии заняла пьеса «Вей, ветерок!» (1913). В трагедии «Иосиф и его братья» (1919) Райнис, создавший этот жанр в латышской литературе, на широком историческом фоне решал проблемы любви и ненависти, прощения и мести. Драматургия Райниса отличается острым социальным содержанием, оптимистичностью, глубоким лиризмом.

Глубокая реакция, эмиграция в Швейцарию, полная изолированность и долгое мучительное одиночество постепенно возрождают и углубляют индивидуалистические и националистические тенденции творчества Райниса. Намечается явный поворот Райниса вправо. В отдельных произведениях и письмах все яснее звучат чисто пацифистские, гуманистические нотки, столь мало свойственные поэту раньше, (против «насилия и варварства», письмо 15/IV 1912, стихи «Те, кто не забывает» (Tie, kas neaizmirst), трагедия «Индулс и Ария» (Induls un Arija), драма «Вей, ветерок» (Put, vejini, 1913), сборник стихов «Конец и начало» (Gals un sakums, 1913) и другие).

Но резкий и полный разрыв с традициями эпохи 1905 у Райниса относится к началу империалистической войны. Начинается последний период творчества Райниса, характерными чертами которого являются пацифистски-культурнический национализм и оппортунизм. Кроме стихотворений, проникнутых наивной идеализацией родины, тоской по «латышской душе», Райнис пишет ряд драматических произведений, восторженно пропагандирующих идею латышской нации и государства: «Играл-плясал» (Speleju dancoju, 1913), «Даугава» (Daugava), «Вороненочек» (Krauklitis).


 
наверх