Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2019



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









«Необходимо жить для других, не для себя!»
Поэт – революционер

Поэт с судьбою путника и скитальца
К 150-летию со дня рождения Яна Райниса


Стань наковальней, мысль!
Стань колоколом, слово!
Райнис

Войдя в латышскую литературу в конце XIX века, Райнис вскоре стал провозвестником революции 1905 года и силой своего поэтического таланта воздвиг бессмертный памятник героям-борцам революции, доказав, что, Пятый год положил начало новой эпохе, новому обществу, сыграв огромную роль в формировании нового человека. Обладая прозорливостью и мастерством большого художника, Райнис воссоздавал правдивую картину эпохи, вскрывая диалектические закономерности ее развития. Герои его драм и лирики всегда ощущали себя неким связующим звеном между настоящим и будущим.

Поэзия Райниса отразила те великие идеи и идеалы, за которые боролись все народы мира в различные исторические эпохи; животворная сила любви, извечная борьба Огня и Ночи — центральные темы поэзии великого латышского поэта.

Годы, прожитые в Петербурге, способствовали преодолению внутренних противоречий, сомнений. Университет помог формированию более глубокого и ясного взгляда на социально-политические проблемы. Поэт сходится с революционно настроенными студентами, знакомится с марксистской литературой и русской революционно-демократической мыслью.

В Латвии в это время возникает так называемое «Новое течение». Вокруг газеты «Диенас лапа» («Ежедневный листок») группируется революционно и демократически настроенная интеллигенция, не желающая мириться с существующим строем и политикой национальной буржуазии. Этих людей горячо интересовали социально-политические, естественнонаучные проблемы, женская эмансипация, а также вопросы, связанные с развитием искусства.

В 1891 году молодого помощника адвоката пригласили на пост редактора этой газеты. До середины 1895 года Янис Плиекшан подписывался как ответственный редактор «Диенас лапа». В этот период газета приобретает все более определенный социально-политический характер. В ней сотрудничают впоследствии ставшие известными деятелями латышской социал-демократической партии — Петер Стучка, Фрицис Розинь.

Желая как можно глубже познакомиться с проблемами европейского рабочего движения, Райнис в 1893 г. отправился в Цюрих. При содействии своей сестры Доры, которая изучала в Цюрихе медицину и была связана со студенческим революционным движением, Райнис получил возможность прослушать рефераты, читавшиеся в последние дни работы III Конгресса II Интернационала, проходившего в Цюрихе, а также встретиться с Августом Бебелем.

В конце 1895 г. Райнис покинул редакцию «Ежедневного листка» (из-за разногласий по ряду вопросов). Это время можно считать концом первого периода литературно-общественной деятельности Райниса и началом второго, когда мировоззрение поэта в значительной мере стало близким к марксизму.

В 1897 г. начались аресты новотеченцев. По инициативе Райниса новотеченцы, установив контакты с нелегальными марксистскими рабочими кружками, сделали шаг к объединению сил пролетариев и интеллигенции. Однако в 1897 году «Новое течение» было разгромлено полицией; его деятели, и среди них Ян Райнис, были арестованы и отправлены в тюрьму.

Поэта, который работал помощником присяжного поверенного в литовском городишке Паневежис, арестовали в конце мая и обвинили в пропаганде социал-демократических идей. Больше полугода Райнис сидел в разных тюрьмах. Тяжелые условия заключения привели к тому, что Райнис заболел; к физическому недомоганию прибавилось серьезное нервное расстройство. Он, как говорила его будущая жена Е. Д. Розенберг, «почти потерял голос, поседел в 30-летнем возрасте и не мог пройти несколько шагов, чтобы не впасть в обморок». В прошении на имя министра юстиции Елизавета Розенберг, пытаясь облегчить участь Райниса, писала: «Состояние здоровья... Плиекшана было исследовано 13 октября 1897 г., и результат исследования явствует из прилагаемой копии свидетельства доктора М. Шенфельдта... Из свидетельства видно, что содержание Плиекшана под стражею гибельно влияет на его здоровье, что у него началось известного рода психическое расстройство, которое может закончиться самоубийством. Впрочем, помимо возможности психического расстройства, состояние здоровья Плиекшана таково, что некоторая продолжительность его ареста должна кончиться его смертью...»

Однако и на это прошение, и на второе, где Розенберг умоляла министра освободить Райниса, «пока это для него не слишком поздно», ответ был один: ходатайство Елизаветы Розенберг оставить без последствий. И, тем не менее, Райнис не был сломлен. Он писал в эти трудные дни невесте: «Ты можешь верить, люди будущего не умирают ни от прошлого, ни от настоящего. Все страдания углубляют их, замедляют их движение вперед, но не могут их остановить... Мы не сдадимся. Не доставим людям наслаждения видеть нас побежденными... С поникшей головой им не видеть меня».

За годы ссылки (1897-1903, Псков, затем в Вятская губерния) Райнис кроме сборника стихов завершил перевод «Фауста» Гёте (по отзыву специалистов — самый лучший перевод, из имеющихся в мировой литературе). Кроме того — ряд переводов из Лермонтова, Лессинга, Шекспира, Гёте, Шиллера, Гейне и др. Блестящие переводы Райниса много способствовали творческому обогащению латышского языка.

Подготовленный в ссылке сборник стихов «Далекие отзвуки синим вечером» (Talas noskanas zila vakara, 1903) сделал Райниса самым популярным и любимым поэтом широких масс. «Далекие отзвуки» отражали предгрозовые мысли и настроения трудящихся масс кануна революции 1905.

Начиналась новая эпоха в развитии общества, ширилось рабочее движение, приближались революционные события Пятого года. В культурной жизни после длительного застоя, последовавшего за разгромом «Нового течения», наметилось некоторое оживление. Это было ярко продемонстрировано на вечере, устроенном в честь Райниса и Аспазии на Рижском взморье. Когда Райнис вышел на сцену вместе с Аспазией, в руках у которой был только что изданный сборник «Далекие отзвуки синим вечером», и поэтесса прочитала «По зимним, снежным я шел дорогам...», в зале поднялись овации, ибо для всех присутствующих в зале Райнис был как бы живым олицетворением силы, которую не удалось сломить царской тюрьме и ссылке. Как пророчество светлому будущему прозвучали написанные уже по возвращении на родину стихи:

Катится шум времен.
К сердцу полей родных.
Скоро и гул и звон
Громом наполнят их!

Накануне революционных событий 1905 г. поэт закончил книгу стихотворений «Посевы бури» — «Сказание о мужах и оружии».

В лирике Райниса окрепла и утвердилась тема борьбы и героизма. В понимании Райниса, готовность к самопожертвованию является признаком самого высокого развития личности, свидетельством ее нравственного превосходства, духовной красоты и благородства.

В конце 1905 года, когда каратели стали особенно жестоко расправляться с участниками революции и сочувствовавшими ей, Райнис вместе с Аспазией покидает родину и отправляется в Швейцарию. За границу эмигрировали многие участники революции.

К этому времени относится предельная популярность Райниса. Не было человека в Латвии, не знавшего Райниса, не любившего или не ненавидевшего его. К этому же периоду, к периоду наибольшей близости Райниса к пролетариату относится его «Тихая книга» (Klusa gramata, 1909). В ней собраны вся скорбь, весь гнев, вся ненависть латвийского пролетариата в эпоху реакции. В этой книге политическая выдержанность местами доходит почти до четкости большевистских теоретико-политических директив.


 
наверх